Конституционный суд подтвердил право россиян регистрироваться на садовых участках
Как сообщает портал Московские новости, Конституционный суд (КС) 30 июня расширил права дачников, разрешив им регистрироваться в садовых домиках, расположенных на землях сельхозназначения. Судьи постановили, что статья закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», запрещающая строительство жилых домов на таких землях и регистрацию в них, противоречит Конституции. Правда, смогут ли все желающие дачники воспользоваться дарованным им правом, неясно.
Нынешним решением Конституционный суд подтвердил свою позицию по вопросу рудимента «советской прописки», прямо нарушающего право граждан на свободу передвижения, гарантированное Основным законом. «Регистрационный учет не может носить разрешительный характер, регистрация по месту жительства лишь удостоверяет акт свободного волеизъявления гражданина при выборе им места жительства», — подчеркнул председатель КС Валерий Зорькин, оглашая 30 июня решение суда. Нынешнее положение вещей, при котором людей, постоянно живущих на дачах, заставляли оформлять фиктивную прописку «там, где это можно», провоцировало граждан на нарушение закона, отметил судья КС Гадис Гаджиев.
В 2008 году КС уже принял решение по садоводам, чьи участки находятся на землях поселений. Им также разрешили регистрироваться, но в том случае, подчеркнул судья Гаджиев, «было попроще» — подразумевалась регистрация в жилых домах. Дачные же участки на землях сельхозназначения Гаджиев сравнивает с бразильскими фавелами — самостроями из фанеры и других подручных материалов. Хотя, добавил он, на таких землях возводятся и солидные дома.
Добившийся прецедентного решения КС житель Ленинградской области Анатолий Воробьев владеет вполне европейского вида коттеджем с лодочным причалом в одном из садовых товариществ Приозерского района. Однако с точки зрения закона Воробьев считался бомжем. «Я не имею другого жилья, кроме этого дома, — рассказывает он. — Пытался зарегистрироваться, но шли постоянные отказы на том основании, что дом «нежилой»; потом его наконец признали жилым строением, но суд все равно отказал в регистрации».
Решение КС, по словам Воробьева, «станет настоящим подарком» для тех, кто хочет постоянно жить на хуторах и на других участках, располагающихся за границами земель поселений.
Не исключено, что Анатолий Воробьев несколько преувеличивает последствия вердикта суда. Высказавшись по поводу регистрации как меры полицейского учета, судьи КС устранились от оценки социальных последствий своего решения. Судьи подчеркнули, что законодатель вправе потребовать от дачников использовать земли по целевому назначению — «для выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, а также для отдыха». То есть запретить строительство на сельхозземлях полноценных жилых домов.
Примечательно, что поставить крест на «дачной либерализации». Причем формально инициатива подготовлена в целях исполнения решения КС двухлетней давности — о разрешении гражданам оформлять постоянную регистрацию в дачных домах на землях поселений. Из текста документа, который был размещен в сентябре 2010 года на официальном сайте Минрегиона, следует: все участки предлагается разделить на три вида — огородные, садовые и дачные. Дачные участки должны находиться только в границах населенных пунктов, и только на них можно вести строительство. На садовых же участках (к каковым, например, относится и участок Анатолия Воробьева) смогут размещаться только хозяйственные постройки, не предназначенные для постоянного проживания.
Последствия решения КС еще предстоит проработать, сказал «МН» директор центра развития нормативной базы градостроительства Научно-исследовательского и проектного института (НИиПИ) генплана Москвы Георгий Юсев. В каких-то регионах, например в Московской области, уже существует инфраструктура, необходимая для нормального существования садовых участков с постоянным населением, а где-то региональным и местным властям придется создавать ее с нуля, отмечает эксперт.
Разрешение регистрироваться на землях сельхозназначения — весьма спорный шаг, полагает юрист общества защиты прав потребителей «Общественный контроль» Мария Свиридова. «Многие постройки, попадающие в такую «легализованную» категорию, непригодны для постоянного проживания, например находятся под линиями электропередачи», — заявила она «МН». Свиридова убеждена, что проблема дачной прописки актуальна по большей части не для россиян, а для мигрантов.
Известный эксперт по территориальному развитию и урбанистике, профессор Московского архитектурного института Вячеслав Глазычев, напротив, полагает, что «целевой аудиторией» решения КС будет достаточно большая категория «ответственных собственников, о необходимости которых так много говорится». «То, что люди сами умеют обустраиваться, мы и так знаем, — сказал он «МН». — Многие садовые кооперативы превратились в обихоженные места — и дорогу они на свои средства провели, и электроснабжение организовали; нет лишь правового статуса». При этом, отмечает Глазычев, огромные территории, которые имеют летнее население в 57 раз больше, чем зимнее, фактически выключены из сферы обслуживания — здесь нет ни полиции, ни скорой помощи, ни пожарных частей.
Несомненно, вердикт КС породит массу проблем и вызовет сопротивление на местах со стороны районных властей, уверен Глазычев. Однако создание социальной инфраструктуры в пригородной зоне абсолютно необходимая вещь, и региональным и муниципальным властям придется изыскивать возможности для ее создания, считает он.
Официальное решение по данному вопросу можно прочитать на сайте Конституционного суда
|